Новинкинское водохранилище
Пройдя я Пахомовский шлюз и опустившись на 17,5 метров, наш речной круиз
проследует по небольшому Новинкинскому водохранилищу.
Левый берег водоема венчает красивейшее село
Девятины.
C борта теплохода неплохо просматриваются очертания бывшей долины реки Вытегра, на котором и раскинулось водохранилище.
Питается оно
водами многочисленных окрестных ручьев, основным из которых является Белый
ручей, ранее впадавший в Вытегру. Но это лишь незначительная часть воды
для пополнения искусственного резервуара, главным же источником водоснабжения
водохранилища является шлюзование теплоходов, всего за один раз, воды водоема
пополняются на 90 тысяч кубических метров.
Данный гидроузел является крупнейшим на всем протяжении Волго-Балтийского
канала, в его состав входят три шлюза, расположенные на расстоянии друг от друга
от 900 метров до 1 километра, каждый из которых производит спуск теплоходов на
13 метров. Протяженность пути
составляет 3 километра. Во время
речных круизов теплоходы, пройдя
первый шлюз, практически сразу же попадают во второй, а затем и в третий.
Маршрут речного круиза по водохранилищу проходит
ближе к правому берегу. Вызвано это геологическими особенностями здешних
земельных пород, которые состоят в основном из известняка, проточенного
грунтовыми водами, которые бы в период строительства канала и при его
эксплуатации могли причинить массу неудобств. Все это бы в разы усложнило и
удорожило бы и без того дорогостоящий проект
самого канала, ведь тогда нужно было бы укладывать на дно канала специальные
бетонные плиты. На помощь как всегда пришли геологоразведчики, обнаружившие еще
в 1934 году древнюю долину Вытегры с мягкими
грунтами. Глубина долины составляла порядка 100 метров, а ширина доходила до 2
километров, поэтому было принято решение о строительстве и размещении всех
основных гидроузлов и сам судоходный канал именно здесь. Правильность
такого решения была подтверждена многолетней бесперебойной эксплуатацией этого
участка канала.а.
До строительства водохранилища, по этой местности проходил один самых сложных
участков пути, известный еще под названием «Девятинская
лестница», состоящая из шести последовательно установленных шлюзов,
расположенных наподобие ступеней, постепенно спускавшихся по склону. .
За красотой тогдашнего сооружения скрывалась
большая трудность, так как путь в 1,5 километра мог продолжаться больше суток.
Теперь же воды водохранилища поглотили эти ступени и путь стал менее
утомительным.
|