Волго-Донской канал
Речные круизы с туристами, направляющимися в город Ростов-на-Дону, достигли
еще одного уникального гидросооружения – Волго-Донского канала, соединившего
воды рек Волги и Дона у городов Волгоград и Калач-на-Дону. Как и в других
подобных стройках, история насчитывает несколько попыток соединить эти две реки.
Первую предпринял в середине 16 века, а точнее в 1569 году, турецкий султан
Селим II, прославившийся в древней истории тем, что
ходил завоевывать Астрахань. Им были направлены 22 тысячи своих солдат вверх
по руслу Дону с целью - определить наименьшее
расстояние между двумя реками и прорыть там канал.
Однако его прыти хватило лишь на один месяц, после
чего с «великой бранью» он произнес следующее: «…даже всем турецким народом тут
и за сто лет ничего не сделать…». С тем и убрался восвояси.
Во второй раз соединить воды двух великих рек России предпринял, никто иной,
как царь Петр I. В годы его правления
предполагалось прорыть канал между притоком Волги речкой Камышинкой и притоком
Дона речкой Иловлей. Строительство было начато в 1697 году под руководством
иностранного специалиста Иоганна Бреккеля,
который вовремя понял неудачу этой затеи и просто напросто сбежал из России
подальше от гнева царя. Но на этом стройка не прекратилась, ее продолжил инженер
Пери из Англии. Однако
проекту не суждено было воплотиться в жизнь. В 1701
году началась Северная война со шведами и финансирование прокладки канала было
прекращено.
До Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 года, было разработано
более 30 подобных проектов, но ни один из них не был начат. На то были две,
довольно веские причины – сопротивление частных владельцев железных дорог,
пользующихся своим монопольным правом перевозки
грузов и возможность осуществлять навигацию
судов только в весеннее время года, когда Волга и Дон были полноводными. Без
грамотных инженерных решений сделать канал судоходным большую часть года не
представлялось возможным. Что удалось за это время, так это определиться
наконец-то с выборам трассы канала и благодаря русскому гидротехнику Нестору
Платоновичу Пузыревскому изучить более подробно междуречья Волги и Дона.
Лишь в 1920 году согласно плана ГОЭЛРО,
правительство страны Советов вернулось к идее
создания канала. Ушло более 10 лет до создания проекта, но тут грянула Великая
Отечественная война и строительство было отложено, так и не начавшись. Сразу
после Сталинградской битвы 1943 года, работа над проектом была продолжена.
Руководил ею опытный советский гидротехник и строитель Сергей Яковлевич Жук,
который уже имел опыт подобных работ при постройке Беломоро-Балтийского канала и
канала Москва-Волга. Наконец в 1948 году проект комплекса сооружений
Волго-Донского канала был окончательно утвержден в феврале 1948 года Советом
Министров СССР, а в феврале начались земельные работы, которыми с марта 1948
года по март 1949 года руководил по старой, но далеко не доброй традиции, бывший
начальник ГУ СДС НКВД СССР «Дальстрой» некий
Павлов Карп Александрович.
С 1949 года для работ на канале набирались рабочие по всей стране, с ними
заключались трудовые договора. Немало было здесь
демобилизованных из армии, выпускников высших и средних учебных заведений. При
строительстве был задействован труд около 700 тысяч вольнонаемных работников, а
также порядка 100 тысяч военнопленных немцев и свыше 100 тысяч советских
заключенных начиная от политических узников до уголовников.
День, проведенный на стройке им засчитывался за
два-три дня срока. Это был своего рода стимул усердно и качественно трудиться,
что способствовало быстрейшему продвижению работ и досрочному освобождению более
26 тысяч заключенных. Как факт около трех
тысяч досрочно освобожденных были удостоены различных наград, в том числе 15 из
них награждены орденом Трудового Красного Знамени.
Волго-Дон был построен за рекордные 4,5 года, как тут не вспомнить турецкого
султана Селима, пытавшегося ранее прорыть такой канал. В ходе работ по
сооружению канала было вынуто более 150 миллионов кубометров различного грунта,
уложено более трех миллионов тонн бетона.
Но главным же достижением всей этой работы стало
водотранспортное соединение Москвы с центральной и южной частями СССР и выход к
тогда еще странам Социалистического блока Европы. Воды Волги и Дона торжественно
слились воедино 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между первым и вторым
шлюзами, и уже на следующей день по нему пошли транспортные суда, а затем и
речные круизы из Москвы, Санкт-Петербурга,
Самары и Нижнего Новгорода. 27 июля 1952
года Волго-Дон стал называться Волго-Донским каналом имени В.И.Ленина.
Протяженность канала составляет 101 километр, из которых по водохранилищам –
Варваровскому, Береславскому, Карповскому,
он проходит большую свою часть, то бишь 45
километров. Глубина этого рукотворного русла
превышает 3,5 метра. Нашим путешественникам предстоит пройти через 13 шлюзов.
Девять однокамерных однониточных расположены
на так называемой Волжской шлюзовой лестнице высотой 88 метров и четыре
шлюза такой же конструкции образуют Донскую шлюзовую лестницу высотой 44 метра.
Речной теплоход проходит между шлюзами расстояния
от 700 метров до 20 километров. По времени в среднем это составляет 10-12 часов.
Так как Дон находится выше Волги на 44 километра, то канал запитан его
водами. Системой насосных сооружений Варваровскго,
Карповского и Мариновского гидроузлов вода поступает на водораздел, откуда уже
самотеком идет на донской и волжский склоны.
Волго-Дон соеднил собой пять морей – Балтийское, Белое, Азовское, Черное и
Каспийское. Благодаря ему, живительная влага была принесена в засушливые районы
Волгоградской и Ростовской областей. Канал связал друг с другом речные пути
Волжского, Северо-Западного, Донского и Днепровского бассейна, по которым
проходят множество интереснейших речных круизов России.
Свое путешествие по каналу наши туристы начинают от Сарептского затона реки
Волга по долине реки Сарпы, проходящая вдоль подножья Ергеней. Она хорошо
защищена от сильных течений и ледоходов, мешающих судоходной навигации. Первые
три шлюза находятся в черте города Волгоград, что придает круизу дополнительные
краски. Вход в канал увенчан маяком высотой 26 метров, установленным на
Сарпинском полуострове в 1953 году. Стены маяка украшены изображениями носовых
частей старинных судов из чугуна. На одной из стен, обращенной к Волге выбита
надпись: «Слава доблестным морякам Волжской военной флотилии, героически
защищавшим Царицын в 1918-1919 годах, Сталинграда в 1942-1943 годах»,
выполненная архитектором Р.А.Якубовым.
Шлюз №1 увенчан 40-метровой парадной аркой. На набережной же у
шлюза установлен памятник Ленину высотой 27 метров,
выполненного из железобетона. Авторами памятника были скульптор Е.В.Вучетич и
архитектор В.А.Делин. Сей памятник внесен в книгу рекордов Гинесса, как
самый большой в мире, установленный реальному человеку. До момента развенчания
культа личности и десталинизации на его месте высился монумент высотой 40 метров
другому деятелю страны Советов Сталину, отлитому из самородной меди, убранный в
1961 году по решению 20 съезда партии коммунистов. В напоминании остался
лишь пустой железобетонный постамент.
От шлюза №3 берет свое начало так называемая «Чапурниковская лестница”,
по которой речные теплоходы проходят шесть шлюзов и
поднимаются на высоту 50 метров. Шлюз № 4 посвящен Великой Отечественной войне.
Участок между шлюзами № 7 и № 8 пролегает по просторам, на которых происходили
грандиозные сражения времен Гражданской войны. О чем и говорит мемориальная
доска шлюза № 8. Следом за ним,
канал входит в долину реки Червленая. А
уже за шлюзом № 9 находится наивысшая точка
водораздела, после которой суда входят в воды Варваровского водохранилища.
Здесь начинается плавное снижение к реке Дон. У шлюза № 10 наши туристы могут
видеть памятники героям гражданской войны – Н.А.Рудневу, Ф.А.Сергееву, более
известному, как Артем, А.Я.Пархоменко. В 1918 году именно с этих мест началось
наступление Красной Армии вглубь юга страны.
Варваровское водохранилище плавно переходит в Карповское, протяженностью 15
километров и площадью около 42 квадратных километра. Завершается путь по
судоходному каналу непосредственно после выхода речного теплохода из шлюза № 13,
расположенному неподалеку от города Калач-на-Дону. Рядом
высится 16-метровый монумент «Соединение фронтов»,
выполненный скульптором Е.В.Вучетичем. Дальнейшее путешествие наших речных
туристов будет уже проходить по реке Дон.
Перспективой развития Волго-Донского водного пути является строительство
второй его ветки, что позволило бы увеличить пропускную способность канала
вдвое, о чем в своем ежегодном послании российскому народу говорил 26 апреля
2007 года тогда еще президент Росси В.В.Путин. К слову сказать действующая ветка
в данный момент функционирует лишь наполовину.
|