Канал имени Москвы
По каналу имени Москвы (до 1947 года
канал Москва – Волга имени И.В.Сталина),
пролегающему по Московской и Тверской областям
проходят практически все речные круизы из Москвы.
Открыт он был 15 июля 1937 года. В 2012 году канал
отметил юбилей 75 лет со дня его полной эксплуатации. Протяженность водного
пути канала составляет 128 километров, ширина по водной глади 85 метров, по
донной части 45 метров, глубина превышает 5 метров.
Впервые, идея создания водного канала, соединившего бы Москву реку с Волгой
возникла в конце 17 века и в 1674 году появился первый проект
создания подобного инженерного сооружения. Но лишь
в 1722 году Петром I было дано указание инженеру Вилиму Генину определить
наиболее подходящее в географическом отношении место для прокладки
искусственного русла либо от Москвы-реки, либо от Яузы
до Рогачевской пристани,
что на реке Сестре
и всего в сорока верстах от Верхней Волги.
Воплотить замысел не удалось, причиной тому стали производственно-технические
трудности Петровских времен, в связи с чем возведение канала было
отложено на век.
Практически ровно через 100 лет, в 1825 году, во времена правления Николая I,
к проекту вернулись. Теперь планировалось построить
водный путь через реку Истру и озеро
Сенеж в реку Сестру и далее в Волгу. Цель
сооружения – перевозка строительных материалов более дешевым и быстрым водным
путем из верховья Волги в Москву. Сотни тысяч простых мужиков и солдат днем и
ночью, вручную, лишь при помощи лопат рыли искусственное русло канала. Когда до
соединения с Волгой оставалось совсем немного, была начата еще одна
большая стройка - прокладка Николаевской железной
дороги. Из-за возникших разногласий о значимости сооружений, а также
возможной конкуренции между водным и железнодорожным паровым транспортом,
строительство канала была прекращена повелением
царя Николая I. Поистине невежественное и
кощунственное решение в отношении русских людей своим непосильным трудом и потом
17 лет строивших канал. Но делать нечего, все возведенные сооружения
планировавшегося канала, а также выделенные под строительство земли были
распроданы с молотка, что вызвало гнев и возмущение передовых людей России того
времени. Все что осталось в память потомкам
о той неудачной попытке – это Сенежское озеро, полуразрушенные шлюзы и
русло канала, густо заросшее деревьями и
кустарниками близ Солнечногорска.
Следующая попытка строительства такой нужной для Москвы искусственной водной
артерии была предпринята опять практически через 100-летие осенью 1932 года.
В те времена, в связи с бурным ростом и развитием
промышленности города, остро встал вопрос обеспечения городских нужд водой, в
том числе и питьевой. Москва-река уже не справлялась,
а других источников не было. Практически
половина вод реки уходила в водопроводную сеть города, оставшаяся же часть реки
использовалась для судоходства небольших маломерных судов, в том числе и для
речных круизов, что было явно недостаточно
для снабжения города товарами и материалами.
Без коренного решения вопроса по водоснабжению города, воды Москвы-реки
использовать уже было практически невозможно. Генеральным планом реконструкции
Москвы 1935 года на ближайшую и будущую перспективу было спланировано бытовое
водопотребление в размере 500 литров на человека в сутки и плюс 100 литров в
сутки на промышленные потребности, что составляло для города в среднем 35
кубометров воды в секунду. Все эти цифры говорили о том, что вод Москвы-реки при
всем желании не хватило бы. Тогда, и было решено
вернуться к забытой было идее соединения Москвы-реки с Волгой и повернуть
часть волжских вод к городу. Решение было принято
15 июня 1931 года ни кем иным как Центральным комитетом
партии. Для поиска правильного решения вопроса были
привлечены ведущие умы страны - геологи, инженеры, проектировщики. Были подняты
и приобщены к новому проекту старые карты геологических исследований местности и
недр земли. Важно было не ошибиться и
выбрать единственно правильный путь прокладки канала, выгодный как в
географическом, так и экономическом аспекте.
Проект разрабатывался специалистами «Москаналстроя», организованного в 1930
году, одним из руководителей которого был опытнейший инженер,
гидростроитель, мастер трассировки каналов
Семенов Иван Семенович. Главным инженером
«Москаналстроя», позднее упраздненного и ставшего Управлением, был поставлен
руководитель кафедры гидротехнических сооружений Московского института инженеров
транспорта Фидман Александр Иванович, который помимо преподавания в институте,
занимался и проектированием крупнейших гидроузлов страны. Также в группу
проектировщиков вошли – специалист по земельным плотинам Михальченко Георгий
Семенович, проектировщик шлюзов Васильев Николай Владимирович,
мастер-гидромеханик Баумгольц Александр Иванович, профессор Журин Владимир
Дмитриевич, имевший уже опыт прокладки канала в Средней Азии с большим
техническим и практическим багажом знаний, как
строителя, так и организатора подобного рода работ.
Была проведена колоссальная работа по изучению архивных материалов,
приходилось месяцами жить на берегах рек и речушек,
изучать их русла, поведение в зимний и весенний
паводковый периоды, проводить исследование
прилегающих к ним лесных массивов и полей, произвести бурение тысяч
скважин грунта на будущем пути канала, определить места установки необходимых
гидросооружений. Около года было затрачено на
изыскательные работы по определению наиболее выгодного варианта прокладки трассы
канала. Результатом этих работ стали три проекта – Старицкий, Шошинский и
Дмитровский. После долгих скурпулезных обсуждений
и споров, был
принят к работе Дмитровский вариант проекта будущего канала.
Буквально по километру утверждалась трасса,
немало дебатов вызвал вопрос, с какой стороны канал
должен подойти к Москве, выше или ниже. Было и поистине в прямом и
переносном смысле утопическое предложение возвести огромное водохранилище в
районе Мытищ, которое в случае прорыва могло одним
махом смыть этот населенный пункт. Обсудив все за и против, решено было
соорудить Учинское водохранилище. Еще одним из препятствий была гора, вставшая
на пути трассы, через которую должен был пройти шести километровый участок
водной артерии, в результате прошедшей между
реками Химкой и Клязьмой.
И вот 1 июня 1932 года единогласно был утвержден со всеми доработками и
исправлениями Дмитровский вариант проекта. Теперь
дело было за производством неслыханных по
тем временам по сложности и по масштабам работ.
Это грандиозное сооружение полностью построено из
материалов отечественного производства. О величии данной стройки говорят
следующие цифры: по бетонным работам он превосходит в три раза Днепрострой, по
земельным работам в семь раз, а по бетонным работам в восемь раз
Беломоро-Балтийский канал. Все земельные работы на канале имени Москвы по объему
превзошли земельные работы первой ветки метрополитена Москвы практически в сто
раз. Также следует отметить, что сооружение столь грандиозного объекта
было завершено в течение без малого пяти лет.
Подобного рода стройку мир еще не знал. Для
сравнения Суэцкий канал строился десять лет, а земельных работ там произведено в
разы меньше, да и шлюзы там не предусмотрены. О строительстве Панамского канала
и говорить не приходится, ведь он строился 30 долгих лет, да и протяженность его
на 47 километров меньше канала имени Москвы!
В ходе стройки было перенесено свыше двухсот населенных пунктов на новые
места, подпадавших под зону затопления водохранилищами,
построены новые железные и шоссейные дороги,
начиная от Москвы и до верховья Волги. Сооруженные
земляные плотины запрудили ряд рек, таких как – Икша, Вязь, Уча, Клязьма, Химка,
суммарно увеличив площадь их водной глади до 60 квадратных километров.
|