Волго -Балтийский канал
Речные круизы Москва – Санкт-Петербург с нашими туристами достигли очередной
точки своего увлекательнейшего путешествия на карте.
Мы пройдем водами грандиозного Волго-Балтийского
пути, соединяющего Волжские речные воды с морскими водами Балтики через
воды двух величайших по размерам озер Европы – Онежского и Ладожского.
Протяженность данного
участка составляет 1100 километров. Помимо
озер, в его состав входят судоходный Волго-Балтийский канал, реки Свирь и Нева,
ряд водохранилищ.
Канал играет основную роль в осуществлении движения судов по
Волго-Балтийскому водному пути. Его протяженность составляет 367
километров.
Здесь имеется семь однокамерных шлюзов, пять
гидроузлов и водохранилищ, три гидроэлектростанции, обеспечивающие
электроэнергией работу шлюзового оборудования канала. Наши туристы пресекут пять
мостов, перекинутых через шлюзы, увидят своими глазами две паромные переправы,
одиннадцать пристаней в населенных пунктах.
Канал состоит из 66 километрового участка Рыбинского водохранилища с Нижней
Шексной, 121 километрового участка
Шекснинского водохранилища, 45 километрового
участка по озеру Белое, 70
километрового участка по реке Ковжа, 25
километрового участка водораздельного
канала, проходящего через границы Балтийского и Волжского бассейнов и 40
километровому участка пути по реке Вытегра.
Строительство канала началось еще в далеком 1796 году для соединения озер
Белое и Онежского. В связи с возрастанием роли Санкт-Петербурга в жизни России,
а также выхода к Балтике, встал вопрос о взаимосвязи города с внутренними
районами страны. Требовались удобные, быстрые и недорогие пути. Для этого и были
первоначально созданы три направления – Вышневолоцкая водная система, открытая в
1709 году, Тихвинская, открытая в 1811 году и Мариинская, движение по которой
было открыто в 1810 году.
Название оно свое получило в ознаменовании имени императрицы Марии Федоровны,
являвшейся попечительницей воспитательного дома Санкт-Петербурга. Средства на
строительство канала и были безвозмездно «заимствованы» из казны этого дома.
Путь сей начинался от Рыбинска и соединял Волгу с Онегой, а отходящий от Шексны
Северо-Двинский канал 1829 года постройки соединил через Сухону и Северную Двину
с Белым морем.
Мариинская система, для своего времени, была
выдающимся гидротехническим сооружениемм и
бесспорно сыграла большую роль
в экономическом развитии
России. Но
впоследствии, перестала удовлетворять
возрастающие транспортные потребности страны и была реконструирована в известный
теперь нам Волго-Балтийский канал, движение по которому было открыто 5 июня 1964
года.
Берега канала отличаются по своему рельефу, так северный
склон канала более крутой, а южный
пологий. Самой высокой точкой водораздела является
точка между реками Ковжей и Вытегрой. Здесь речной круизный теплоход
пройдет путь в 39 километров через систему из шести
шлюзов,
Пахомовский гидроузел
Данный гидроузел, по которому проходят все
речные круизы из Москвы,
находится у
села Пахомово, и является границей
между северным и южным склонами Волго-Балтийского
канала.
В его состав входит самый высоконапорный судоходный шлюз, спускающий речные
теплоходы на уровень в 17 метров,
а также земляная плотина у поселка с названием
Белый Ручей, две дамбы, причалы и проходные каналы в верхнем и нижнем бьефах,
неразводной железобетонный мост, подъездные дороги.
Пройдя шлюз, теплоходы попадают в Новинкинское
водохранилище общей длиной в три километра.
Шлюз № 6 превосходит по мощности принимаемого напора воды все последующие на
пути канала шлюзы в 1,5 раза, выглядит довольно величественно и торжественно,
состоит из огромных монументальных башен. Опорожнение и заполнение шлюза такое
же, как и у остальных и производится через
водопроводные галереи, располагаемые в его днище. Компоновка зданий, систем
управления, механических устройств и архитектура выполнены однотипны для всех
шлюзов данного типа на Волго-Балте. Размеры их в длину 270 метров, в ширину 18
метров.
При опорожнении сброс воды осуществляется через нижний подводной канал.
Наполнение камеры шлюза водой осуществляется через
подъемно-опускные эксплуатационные ворота. Напор подаваемой воды гасится при
помощи специального экрана-гасителя.
|