Московское море
(Иваньковское водохранилище)
Пройдя всю цепочку шлюзов, установленных на канале имени Москвы, круизный
теплоход с туристами попадает в Иваньковское водохранилище,
или как его еще называют Московское море.
Именно в этом месте и начинаются речные
круизы по
Волге.
Строительство Иваньковского водохранилища берет свое начало в январе 1934
года и через долгих, более чем три года, в марте 1937 года было принято решение
о заполнении Московского моря и канала имени Москвы Волжской водой. Именно 23
марта 1937 года и считается датой открытия канала
имени Москвы.
Для осуществления проекта, русло реки Волги было перегорожено земляной
плотиной, силой человеческого труда, воли и разума
было произведено невиданное доселе грандиозное событие – перекрыто движение
речных вод реки на Восток. После того, как последний металлический затвор
закрылся, Волга, впервые за свое
существование оказалась во власти человека.
Течение было приостановлено всего на 3 минуты, но этого было достаточно для
производства всех необходимых инженерных операций по созданию искусственного
моря. Местность, насчитывающую до этого события более 110 населенных пунктов, в
том числе и город Корчева, стало постепенно заливать водой, уровень в день
увеличивался на полметра. Через две недели было образовано рукотворное море –
Иваньковское водохранилище общей площадью 327 квадратных километра,
протяженностью 120 километров, шириной 12,5
километров и наибольшей глубиной в 19 метров. Одновременно с этим
происходило создание и других водохранилищ –
Икшинского, Учинского, Клязьменского, Пестовского, образовав таким образом
водный путь от Москвы до Волги. В очередной раз силы природы покорились
человеку.
Семнадцатого апреля Волжская вода уже полностью заполнила все 128 километров
русла канала, большая вода пришла в Москву, уровень Москвы-реки в районе Кремля
вырос почти на три метра. Прежде несудоходная река стала широкой и полноводной,
по ней пошли большие теплоходы. И в этот же день совершил свое первое плавание
буксирный пароход «Статисти» маршрутов Калинин (
ныне Тверь) – Москва. С тех пор, Москву
по праву стали называть портом трех морей – Каспийского,
Балтийского и Белого. С открытием,
в 1952 году Волго-Донского канала, и портом
пяти морей, так как появилась возможность совершать
речные круизы вплоть до Азовского и Черного морей.
Канал имени Москвы, проложенный в кратчайшие сроки в период с 1933 по 1937
годы, был построен исключительно потом и кровью многих и многих тысяч
политзаключенных, коими в те времена мог стать каждый. И поэтому данный объект
несет в себе не только архитектурную, но и историческую составляющую того
жестокого и несправедливого времени. И нет у нас права забыть то, какую цену
заплатил наш народ за эту грандиозную стройку.
|