Экскурсии по 10 скитам на Соловках
Каждую навигацию на острова Соловки производится чуть более тридцати речных
круизов с отправлением из Москвы или Санкт-Петербурга. По своему содержанию и
насыщенности они во многом превосходят другие маршруты и имеют свою определенную
духовную направленность. Посетив Соловецкие острова, туристы смогут ближе
ознакомиться с уникальной красотой здешней девственной природы, увидеть своими
глазами то, о чем так много слышали или читали, прикоснуться к истории России.
Вашему вниманию здесь будет представлен целый ряд интересных познавательных
экскурсионных программ.
Мы же отправляемся в экскурсию по так называемым десяти скитам островов и
остановимся в каждом, рассказав об истории их возникновения, становления и
предназначения. В начале рассказа остановимся на понятии «скит», что он собой
представляет. Любая обитель представляет собой не только сам монастырь, но и
отдаленные от него скиты, дающие возможность монахам остаться наедине с Богом.
Не исключение и Преображенский Соловецкий монастырь, скиты которого стали одним
из мест для Российских новомучеников и исповедников 20 века.
Наш обзор начнем с Андреевского скита, расположившегося в пяти километровом
удалении от Большого Соловецкого и занимающего площадь около одного квадратного
километра. Скит сей находится на Заяцком острове, где в середине 16 века были
отстроены из камня и сохранившиеся до наших дней палата, поварня и гавань. Эти
сооружения мы сможем видеть уже при въезде на остров. Позднее, в 1691 году с
Большого Соловецкого острова, сюда была перевезена деревянная часовня, ранее
находившаяся недалеко от монастыря и построенная стрельцами в 1672-1676 годах,
во времена так называемого «Соловецкого сидения». Во время посещения монастыря
Петром I, в 1702 году, часовенка перестраивается в церковь и освящается во имя
апостола Андрея Первозванного. В настоящее время церковь эта считается одним из
самых древнейших памятников деревянного зодчества севера России. В 18 веке
Андреевская пустынь получает новое предназначение и становится монастырской
таможней, где производится проверка прибывающих на Соловки судов, дабы пресечь
попадание в монастырь недозволенных товаров (вина, табака), а также заболевших
людей во время эпидемий. К 19 веку на острове проживало всего два-три монаха. Во
времена сталинских репрессий, с образованием на острове Соловецкого Лагеря
Особого Назначения (СЛОНа), здесь был создан штрафной изолятор для женщин. С
возобновлением монашества на Соловках, с 1990-го года, в Андреевском храме стали
проводиться богослужения. В праздник собора двенадцати апостолов, 13 июля, в
храме проходит обязательная Божественная литургия. Сравнительно недавно, в 2009
году была произведена реставрация храма.
Ну а мы переносимся в историю Савватиевской пустыни, основанной в двенадцати
верстах к северо-западу от монастырских стен, на том самом месте, где в течение
шести лет нашли приют ее первооснователи преподобные Савватий и Герман,
пришедшие на
Соловки в 1429 году. До 18 века здесь селились лишь
монахи-отшельники, к 19-му веку в летние месяцы здесь стали обосновываться
монастырские рыбаки и сенокосцы. Вскоре, в 1858-1860 годах строится каменный
храм во имя Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Через несколько
десятилетия отстраивается двух этажный каменный келейный корпус.
В лагерные
времена до июля 1925 года, в стенах скита содержались политические заключенные –
эсеры и меньшевики. После чего Савватиево становится обычным лагерем для
заключенных. История скита довольно обширна. Во время Великой Отечественной
войны его помещения приняли школу юнг ВМФ, здесь же находился его штаб и жилые
помещения для командно-преподавательского состава. После войны, силами наемных
рабочих Учебного отряда Северного флота, возле скита поддерживался сенокос. В
70-е – 80-е года даже предпринимались безуспешные попытки приспособить
сооружения скита под базу отдыха. Монашеская жизнь в Савватиевском скиту была
восстановлена летом 1994 года. По одному потянулись сюда монахи для уединенной
молитвы и отдыха. Осенью 2009 года храм был отреставрирован и восстановлен.
Богослужение пока проводится раз в году в день престольного праздника.
Далее наш рассказ о Голгофо-Распятском ските, расположенному на одном из
островов Соловецкого архипелага, острове Анзер. Издревле на протяжении многих
веков у подножия горы, отстоящей недалеко от Свято-Троицкого скита, селились и
находили себе приют отшельники. В один из летних дней 1712 года, а именно 18
июня произошло чудесное событие. Именно в это мгновение преподобному Иову во сне
явилась Пресвятая Богородица и сказала, что «гора сия нарекается Голгофою» и на
ней должна быть возведена великая церковь Распятия Господня, а скит «Распятским
назовется». Преподобный Иов переселяется на гору Голгофу с одним намерением
отстроить на ее вершине храм. И деревянная церковь в честь Распятия Господня,
при помощи соловецких монахов была построена всего за одно лето. Вскоре после
этого события к Иову стали собираться ученики, и лишь его смерть в 1720 году
привела скит к опустению. Начало 19 века ознаменовалось возрождением скита,
здесь были построены большой пятиглавый двух ярусный храм во имя Распятия
Господня, а также гостиница и двух этажных корпус для братии. Советские времена
внесли свою лепту в существование скита, он был закрыт, а сооружения были
переданы местному совхозу. После создания Соловецкого лагеря, стены монастыря
стали его шестым отделением, приняв в основном больных и немощных заключенных.
При эпидемии тифа, разразившейся во второй половине двадцатых годов, В
Голгофо-Распятском скиту был создан один из тифозных карантинов. С 1929-го по
1930-й годы, здесь нашли свой вечный покой 979 человек, в том числе и
священномученики Петр и Владимир. Реорганизация СЛОНа в 1937-м году не изменила
быт и жизнь скита, остров Анзер становится 4-м отделением образованной
Соловецкой тюрьмы ГУГБ НКВД. Прошел не один десяток лет, прежде чем в 2000-м
году в скиту было восстановлено монашество. Освящение отреставрированного храма
Распятия Господня было произведено 24 августа 2008 года.
Наша экскурсия продолжится рассказом о Никольском ските, находящемся на
острове Конд, расположенном в 160 километрах от Соловков и лежащем в Онежской
губе Белого моря. Сей остров изобилует лесом и гранитом, что обеспечивало
монастырь строительными материалами, в которых он остро нуждался для проведения
обширной строительной деятельности. Благодать эту монастырь получил благодаря
Высочайшему Указу царя Николая II в 1897 году. Уже совсем скоро на острове были
отстроены необходимые для жилья и хозяйствования постройки, соединенные между
собой неплохими по тем временам грунтовыми дорогами, созданы питомники
лиственницы и сосны. Всего через четыре года на острове появляется красиво
отделанный наружной резьбой и причудливым орнаментом деревянный храм во имя
Николая Чудотворца. Лагеря не обошли стороной и Кондостров, он был закрыт, а на
его территориях было образовано пятое штрафное отделение СЛОНа. К сожалению, в
последующие времена все постройки скита были разграблены и полностью разрушены.
Наш рассказ о скитах Соловецкого архипелага продолжается историей
возникновения Свято-Вознесенского скита, расположенного на одной из самых
высоких гор Соловков, Секирной горе, находящейся в одиннадцати километрах от
монастырских стен.
Название свое гора получила по преданию, от чуда,
случившегося в этом месте, еще во времена преподобных Савватия и Германа. Так
вот, у подножия горы, двумя «светлоликими ангелами» была высечена жена одного
карельского рыбака, пытавшегося поселиться на острове. При этом ей было сказано,
что остров сей предназначен для проживания только иноков и что «устроится тут
жилище иноческого чину и соберется множество монахов во имя Божие». И основан
был скит в 19-м веке с возведением в 1860-1862 годах каменного трех ярусного
одноглавого храма, венчанного не чем иным как маяком, зажигаемым иноками в
ночное время, тем самым указывая безопасный путь заблудшим рыбакам и
мореплавателям. Свет от маяка простирался аж на 100 верст. Примечательно, что
маяк этот и поныне в рабочем состоянии. Времена СЛОНа нанесли свой трагический
отпечаток на Вознесенский скит, здесь был устроен изолятор для штрафников,
жестоко и мучительно переносивших пытки и издевательства. Также у подножия
Секирной горы проводились одиночные и массовые расстрелы заключенных. Монашеская
жизнь в Вознесенский храм вернулась в 2003 году, а первая после длительного
перерыва литургия прошла ранее, 4 июня 1992 года в праздник Вознесения Господня.
Освящение часовни в честь новомучеников и исповедников Российских было проведено
21 ноября 2007 года.
Не менее интересна судьба возникновения и жизни Свято-Троицкого скита,
обустроенного на втором по величине острове архипелага, острове Анзер,
отделенного от Соловков пятикилометровым проливом. Еще в ранние периоды
существования Соловецкого монастыря, на Анзер отправлялись иноки в поисках
одиночества и пустынножительства. В 16 веке на острове были построены
монастырские солеварни и созданы рыболовецкие артели. В 1853 году сюда из
монастыря была переправлена деревянная церковь во имя святителя Николая для нужд
работных людей. Сам же Свято-Троицкий скит был основан на живописном берегу
длинного узкого морского залива, получившего название Троицкая губа, в 1620
году. Основателем его стал постриженик Соловецкого монастыря по имени Елеазар,
слава которого о его духовных подвигах, разнеслась далеко за Поморские пределы.
Впоследствии, к нему стал стекаться люд, искавший уединения и спокойствия.
Кончина Елеазара в 1656 году, принесла скиту многие трагические события, это и
набеги грабителей, и разорение за поддержку монастыря во времена «Соловецкого
сидения». В 18 веке скит подвергается значительному переустройству и в 19 веке
становится местом массового паломничества прихожан. К сожалению, до нашего
времени не дошли многие древние постройки скита, сохранилась лишь часть
трапезной 17 века. А существующий ныне каменный Троицкий храм с приделом во имя
преподобного Михаила Малеина была сооружена в 1880-1884 годах.
Историю скитов Соловецкого архипелага продолжает рассказ о Сергеевском ските,
основанном на третьем по величине острове Большая Муксалма, отделенном от
основного, небольшим мелководным проливом. Изначально островные территории
использовались монастырем как летнее пастбище для домашнего скота, но в 1558
году здесь ставится «коровий двор» и появляются сенокосы, а свой расцвет остров
получил в начале 19 века с началом значительного строительства и
благоустройства. В 1829 году сюда переносится с монастырского кладбища
старенькая деревянная Онуфриевская церквушка, перестроенная в часовню во имя
священномученика Власия, издревле считавшимся покровителем всех домашних
животных. Построенная в 1871 году каменная дамба, осуществила соединение
островов. Позднее, в 1876 году, здесь возводится каменная церковь во имя
преподобного Сергия Радонежского, а в 1900 году официально учреждается скит. В
1920-1930 годах на Муксалме образовывается одна из так называемых лагерных
командировок. Впоследствии здесь размещается аэродром и подсобное хозяйство
Учебного отряда Северного флота. В послевоенное время, постройки скита перестали
как-либо использоваться и постепенно стали приходить в запустение и упадок,
сейчас здесь все находится в полуразрушенном и практически полузабытом
состоянии. Осень 2003 года была ознаменована возобновлением монашества на
острове. С этого времени здесь на постоянной основе проживают насельники
монастыря. В дни памяти преподобного Сергия Радонежского, 18 июля и 8 октября,
приходящий в скит иеромонах служит молебен на месте разрушенного храма с
освящением водой. С недавнего времени тут начались реставрационные и
восстановительные работы.
Исааковская пустынь считается одной из самых древнейших на Большом Соловецком
острове. О ней наш следующий рассказ. Еще в 17 веке здесь появляется деревянная
часовня во имя Исаакия Далматского, собственно и давшая название пустыни. В
округе были расчищены угодья под сенокосы, а богатые рыбой близлежащие озера
делают пустынь в 18 веке одним из главных центров рыболовства Соловков. Начало
19 века знаменуется постройкой деревянного двух этажного келейного здания, чуть
позже, в 1834 году, строится еще один корпус, сгоревший зимой 2007 года. С
начала 20 века пустынь имеет устав скита. В лагерное прошлое пустыни, Исааково
было лесозаготовительным центром. В послевоенное время все постройки скита
использовались для целей жилья. В начале 70-х годов прошлого столетия, скит был
отдан под базу отдыха одного из предприятий Архангельска, а с начала 21 века был
в частной собственности. 17 сентября 2006 года здесь был поставлен шестиметровый
поклонный крест. В настоящее время луга вблизи Исакова используются как
сенокосные угодья монастыря.
Наш путь и путь наших туристов переносится в еще одно духовное место
архипелага, это Макариевская пустынь, расположившаяся в одном из очень
живописных мест на берегу озера Нижний Перт. Устроена пустынь была в 1818-1825
годах настоятелем монастыря архимандритом Макарием. Первые письменные упоминания
о ней датируются 1822 годом. Сначала здесь появляются небольшая деревянная
часовенка, да две отдельно стоящих кельи. Но уже к середине 19 века здесь помимо
одного из уединенных мест для молитв, устраивается и воскобелильный завод. В
1854 году на горе, получившей название Александровской, отстраивается и
освящается Александро-Невская часовня в честь и память о событиях Крымской
войны. После организации на Соловках СЛОНа, Макариевскую пустынь стали называть
хутор Горка, здесь поселилось руководство лагеря, о чем до сих пор напоминает
еле заметная над крыльцом сторожки надпись «Комендатура». С 1974 года постройки
пустыни передаются Соловецкому государственному историко-архитектурному и
природному музею-заповеднику. Сотрудники музея проделали большую работу по
восстановлению и сохранению здешнего сада, получившего в 1981 году статуса
Ботанического.
Завершает нашу программу экскурсия по Филиппова или Иисусова пустыни,
расположенная в двух с половиной километрах к востоку от монастыря на живописном
берегу Игуменского озера. История пустыни такова. Святитель Филипп, будучи
игуменом монастыря, любил уходить в эти места для безмолвной молитвы и
богомыслия. Именно здесь, перед своим избранием митрополитом Московским, во
время молитвы явился ему Иисус Христос в оковах и терновом венце, и именно здесь
после этого явления из земли забил источник с чистой ключевой водой. В 1565 году
игуменом Филиппом собственноручно был углублен этот самый источник, а над ним
поставлена небольшая деревянная часовня, с деревянным резным изображением Иисуса
Христа «в подобии им виденном». На месте часовни, в 1854 году, строится храм в
честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Вода сия считается целебной. Во
второй половине 19 века рядом с источником строится каменный келейный корпус,
где стала проживать немногочисленная братия монастыря, полюбившая это место. Во
времена СЛОНа в пустыни был расположен Биосад, в котором усилиями заключенных
проводились изыскательные работы по изучению природы Соловков и ее охране. В
1930 году здесь уже начинает работать биологическая лаборатория, впоследствии
преобразованная в Центральную лабораторию Йодпрома. С начала до середины 1935
года в этих местах работал в заключении известный мыслитель 20 века священник
Павел Флоренский. В начале 30-х годов прошлого века церковь во имя иконы Божией
Матери «Живоносный Источник» сгорела, а часовни, скорее всего, были разобраны и
разграблены. Возобновление монашеской жизни в Филипповой пустыни приходится на
2004 год. Сюда поочередно для уединения, молитвы и отдыха стали приходить
монахи. К празднику Преображения Господня, в августе 2007 года, в Филипповой
пустыни завершены все основные работы по восстановлению жилого братского корпуса
19 века. Престольный праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
в настоящее время проводится ежегодно и сопровождается молебном и
водоосвещением.
Таковым выглядит экскурсионная программа по десяти скитам Соловецкого
архипелага. А для того, чтобы лично увидеть все эти великие духовные
достопримечательности и исторические ценности нашей страны нужно совсем немного,
нужно просто отправиться в один из речных круизов на Соловки, попутно посетив
еще ряд интересных мест России.
|