Экскурсия в Лодейное Поле
Попасть в расположенный на левом берегу реки Свирь, город Лодейное Поле можно
при помощи речных круизов, как из Москвы, так и из Санкт-Петербурга. Это
районный центр Ленинградской области, название которого теснейшим образом
связано с древним ремеслом, которым занимались проживавшие здесь жители, а
именно строительство лодей, как в старину еще называли грузовые парусники.
Судостроительная верфь Олонецкая была заложена в этих местах еще в 1702 году по
указу царя Петра I неспроста. Ведь жители небольшой деревушки Мокривишица были
хорошими мастерами в строительстве ладей.
Сам царь Петр I стал капитаном первого построенного здесь 28-пушечного судна,
фрегата «Штандарт». Уже к 1704 году первая русская эскадра на Балтике
насчитывала шесть военных фрегатов и двадцать восемь галер и полугалер.
Поселение при судоверфи получило название Лодейного Поля, так как находилось в
поле на юру. Статус города Лодейное Поле получило в 1788 году по приказу
Екатерины II. Построенный здесь военный шлюп «Мирный» совершил
кругосветное путешествие, позволившее известным географам и путешественникам
М.Лазареву и Ф.Беллинсгаузену открыть Антарктиду.
Просуществовав до 1880 года, судоверфь была закрыта из-за нарастающей
конкуренции со стороны петербургского Адмиралтейства. Это наложило свой
негативный отпечаток на жизнь города. Он становится заштатным, с приходящей в
упадок экономикой. Посетивший в 1894 году Лодейное Поле, великий русский
писатель Николай Лесков, довольно точно описывает ситуацию: «Лодейное Поле
теперь ни более ни менее, как промежуточная станция для судов и пароходов,
направляющихся в Санкт-Петербург… Город мертв, молчалив, скучен и беден…». В
городе осталось лишь несколько деревообрабатывающих предприятий, работавших на
судоверфь. На месте верфи, которая отправила в плавание свыше 450 судов, была
заложена памятная плита, а чугунная пирамида, установленная в 1832 году, говорит
о том, что здесь находился дом Петра I, в котором он жил и работал во время ее
закладки.
С вводом в эксплуатацию железной дороги, связывающей Петербург с Мурманском и
строительством в Лодейном Поле станции, город несколько ожил. Здесь заработали
паровозо- и вагоноремонтные мастерские. Но все равно жизнь городка текла своим
размеренным неторопливым темпом, впрочем, как и в любом другом заштатном
провинциальном городишке.
Второй толчок в оживлении экономики города стало возведение во второй
половине 1920-х годов Нижне-Свирской ГЭС, построенной несколько выше города по
течению реки Свирь. А руководил строительством известный инженер Г.Графтио.
Во времена Великой Отечественной войны, город в течение 1005 дней, был
передним краем обороны советских войск. Лодейное Поле преграждало путь
фашистским захватчикам, не давая им замкнуть второе кольцо блокады Ленинграда.
Линия фронта здесь проходила по Свири, отделяя город от позиций врага. В
ознаменование этих событий, на берегу реки Свирь на братской могиле был
установлен памятник, не позволяющий забыть подвиг наших отцов и дедов, о котором
мы должны помнить всегда. Именно в результате Свирско-Петрозаводской операции
была уничтожена 110-тысячная немецко-фашистская группировка. Также на берегу
Свири, практически сразу после войны, был установлен парк-мемориал «Свирская
Победа».
Уже в конце войны, в Лодейное Поле вновь приезжает Г.Графтио для
восстановления работоспособности Нижне-Свирского гидроузла, ставшего более
современным и мощным. После смерти в 1949 году инженера, станции было присвоено
его имя.
Сейчас, вся промышленность Лодейного Поля, это заготовка и деревообработка. В
городе имеется краеведческий музей с довольно интересной экспозицией. В 1998
году, недалеко от некогда стоявшего на берегу реки Свирь Петропавловского собора
середины 19 века, был установлен деревянный храм Святых Петра и Павла, который
был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
|