Экскурсия в Введено-Оятский монастырь Лодейное Поле
Одной из интереснейших экскурсий, организуемых для туристов, посетивших город
Лодейное Поле в речном круизе, несомненно, считается экскурсия в действующий
Введено-Оятский женский монастырь, расположенный в 45 километрах от него и в
двухстах от северной столицы нашей страны, меж великих озер Европы Ладожского и
Онежского на берегу реки Оять. Обитель расположена на возвышенности и это
спасает ее от затопления во время весеннего половодья, превращающая в остров. В
связи с этим, монастырь еще называют Введено-Островский.
Изначально монастырь, точная дата основания которого не сохранилась до наших
дней, задумывался как мужской и какое-то время таковым и был. С уверенностью
можно лишь сказать, что он существовал уже на рубеже 14-15 веков. Об этом
говорит и писания о жизни преподобного Александра Свирского, появившегося на
свет 15 июня 1448 года в деревушке Мандеры, которое находилось на другом от
монастыря берегу реки Свирь. «Сего ж блаженного отрока родители жительство имели
в пределах славнаго Великого Новгорода в стране Обонежской в селе Мандеры на
Ояти реке напротив Островскаго монастыря Пресвятой Богородицы честного Ее
Введения…».
Родители Александра Свирского, по его же совету, в конце своей жизни приняли
постриг в Введено-Оятском монастыре и были названы Сергием и Варварой.
Скончавшись, они были похоронены в стенах монастыря рядом. После причисления
Александра Свирского к лику Святых, начали почитать и его родителей. Опись 1778
года говорит о двух деревянных гробницах, раскрашенных красками.
Спокойная жизнь Введено-Оятского монастыря часто нарушалась набегами шведов и
польско-литовских интервентов, а также от частых пожаров. До 19 века монастырь
был полностью деревянным. Период секуляризации, в особенности касавшийся
небольших монастырей, начавшийся при Петре I, также не обошел стороной святую
обитель. При разделении монастырей на содержащиеся за счет государства и
существующие за свой счет, Введено-Оятский монастырь с числом братии от пяти до
25 человек, был выведен за штат.
Нынешний вид обители, который Вы можете увидеть
во время речных круизов, был полностью сформирован в первой половине 19 века и
достиг своего расцвета при управлении постриженика Игнатия Брянчанинова, игумена
Израиля, руководившего им в течение 20 лет, с 1839 по 1859 годы. При нем велось
довольно обширное строительство в монастыре, налаживалась его хозяйственная
жизнь.
В 1814-1817 годах был построен давший название всему монастырю, храм Введения
во храм Пресвятой Богородицы с приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1910 году в стенах монастыря, вместо ветхой деревянной церквушки, построенной
над могилой родителей Александра Свирского, появился каменный храм Богоявления
Господня с тремя приделами, являющийся одним из самых величественных и наиболее
интересных архитектурных сооружений, выполненный архитектором А.Аплаксиным в
неорусском стиле. Одной из святынь обители является икона Пресвятой Богородицы
Одигитрии, перед которой, согласно преданию молился сам Александр Свирский.
Как говорилось выше, монастырь просуществовал вплоть до революции 1917 года.
К этому времени там проживало до 12 человек братии. После революции, имущество
монастыря было национализировано, а земля, принадлежавшая обители, была отдана в
пользование местного комитету. Но, несмотря на это, оба храма монастыря остались
действующими, аж до 1932 года. И все это, благодаря мужеству иеромонаха Николая.
Но и этого оказалось недостаточно. В 30-е годы прошлого столетия, были
расстреляны все монашествующие монастыря. В Введенском храме был устроен клуб,
колокольня была переделана под водонапорную башню, а Богоявленская церковь и
стены, окружавшие ее разобрали и использовали для колхозных строений. Не дошла
до нашего времени и церковь святого Александра Свирского. Практически шесть
десятилетий упадок и разрушение монастыря продолжалось, и лишь в 1991 году весь
комплекс сохранившихся строений был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору
Санкт-Петербурга для целей организации здесь подсобного хозяйства.
С 1992 года поруганная обитель стала подниматься уже как Введено-Оятский
женский монастырь. Точной датой возрождения монастыря, настоятельницей которого
стала монахиня Фекла, в миру Лидия Коняшова, официально считается 27 декабря
1993 года. Целый год она проживала здесь одна, пытаясь привести в порядок
территорию обители. Было очень трудно, но самой большой проблемой было
отсутствие водоснабжения. И случилось чудо, в двухстах метрах от стен монастыря
забил минеральный источник, с целебной водой, очень богатой полезными
микроэлементами. Сюда приезжают паломники практически со всей страны с целью
исцеления от недугов при помощи этой самой воды, поднимающейся на поверхность с
довольно большой глубины. В честь этого события, над источником была поставлена
часовня во имя иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и купальня.
Сегодня монастырская жизнь продолжает возрождаться, ведутся большие
реставрационные и ремонтные работы, приходит в порядок хозяйство. Монахини,
живущие в монастыре, существуют исключительно своим трудом, обрабатывают поля,
содержат домашних животных и птиц, занимаются ловлей рыбы. Паломники,
прибывающие в обитель, также активно помогают в налаживании здесь жизни. Все
здесь ухожено и аккуратно.
В 200 году Сергий и Варвара, родители Александра Свирского, были причислены к
лику Святых, у небольшой часовни были устроены гробницы с их изображениями. А на
месте переправы Святых через реку Оять был поставлен памятный поклонный крест и
строится часовня. Возрождена старая традиция, когда прибывающие сюда паломники,
сначала посещают могилы родителей Александра Свирского в Введено-Оятском женском
монастыре, а затем держат путь на берега озера Рощинское в Свято-Троицкий
Александра Свирского мужской монастырь, основанный самим Преподобным.
|