Экскурсия в Кострому
Большинство речных круизов по «Золотому кольцу» России не обходят своим
вниманием старинный русский город Кострому, основанный в 1152 году князем Юрием
Долгоруким. Историческое предназначение города было в охране северо-восточных
границ Руси. Первое упоминание о Костроме датируются летописью 1213 года.
Центральная историческая часть города – это целостный архитектурный ансамбль
конца 18, начала 19 веков, от площади, которой буквально веером расходятся семь
главных улиц. В городе сохранены и действуют крупнейший в центральной России
комплекс торговых рядов, а также Ипатьевский монастырь, который посещают все
гости города.
В монастыре находятся палаты бояр Романовых, в которых жил до избрания его
царем Руси, Михаил. Именно он стал первым русским царем. Библиотека сохранила и
донесла до нас всю знаменитую Ипатьевскую летопись. Троицкий собор 17 века
расписан великолепными в пять ярусов фресками. А резной иконостас собора
поистине является произведением искусства. За стенами монастыря расположен музей
деревянного зодчества, где с особым интересом смотрится довольно самобытная
церковь Преображения 16 века и не менее великолепный по архитектуре храм Собора
Богородицы также 16 века постройки.
В городе также имеется немало исторических памятников, представляющих интерес
со всех точек зрения. Это Драматический театр имени Н.Островского,
историко-архитектурный музей-заповедник. Музей изобразительного искусства
ознакомит посетителей с коллекцией древнерусской живописи и произведениями
русских художников 19-20 веков. Не менее великолепны и живописны окрестности
города, которые всегда привлекали внимание художников и писателей: Б.Кустодиева,
А.Саврасова, Н.Островского, К.Коровина, Н.Некрасова. Также Кострома славна и
героем и патриотом Отечества Иваном Сусаниным.
Особо хочется остановиться на достопримечательностях Свято-Троицкого
Ипатьевского монастыря, упоминания о котором уходят в летопись 1432 года. Но это
только документальное подтверждение его возникновения, на самом деле появился он
гораздо раньше. По существующей легенде монастырь был создан во второй четверти
14 столетия. Согласно ней, монастырь был создан татарским мурзой Четом, одним из
выходцев Золотой Орды, который по своей воле перешел на сторону великого князя
Ивана Калиты.
Плывя по Волге, Чет сильно заболел и был вынужден пристать к берегу на отдых,
где и стоит теперь монастырь. Во сне ему явилась Богоматерь и сказала, что
исцелит его, если тот возведет красивую обитель в честь апостола Филиппа и
святителя Ипатия. Чет пообещал выполнить просьбу и наутро проснулся здоровым.
Прибыв в Москву, он принял христианство и при крещении был назван Захарием, а
также спросил дозволения у великого князя на закладку монастыря в месте своего
чудесного исцеления от смертельного недуга. Разрешение было получено, и Захарий
отправился на костромские земли, где стал родоначальником местных вотчинников
Зерновых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых, Сабуровых и Годуновых, знатных и
богатых в те времена бояр, впоследствии покровителей монастыря.
Монастырь был построен
на левом берегу Волги, недалеко от города на старой ярославской дороге.
Скорее всего, создание его совпадает с периодом расцвета и возвышения Костромы,
как удельного княжеского города, а именно на третью четверть 13 века. В 14-15
веках, Кострома уже один из главных пунктов княжеской власти. Ипатьевский
монастырь упоминается летописью при начале междоусобной борьбы за престол,
развернутой галицко-звенигородскими князьями во второй четверти 15 века.
Придя к власти, Годуновы щедро жертвуют Ипатьевскому монастырю, так в период
с 1586 по 1591 годы, на нужды обители было пожертвовано около одной тысячи
рублей на каменное строительство, а также в придачу несколько близлежащих сел и
деревень с землями. В результате этого, количество земель монастыря было
увеличено более чем вчетверо и оно достигло четвертой позиции среди всех
монастырей Руси. В 1595 году Борис Годунов подарил монастырю двор в Москве, в
1603 году два дома в Костроме. Также было произведено его полное переустройство.
Отныне Ипатьевская обитель стала называться «преименитой лаврой».
Польско-шведская интервенция начала 17 века, оставила заметный след в истории
монастыря и независимости государства. Так к осени 1608 года практически все
западные территории Руси и часть северных подпали под влияние захватчиков, но
уже в ноябре этого года к борьбе выступили посадские люди Галича и примкнувшие к
ним белозерцы, костромичи и вологжане. В мае воевода Вельяминов и его польские
хозяева были выдворены из Костромы, но засели за стенами Ипатьевского монастыря.
Веляминов запросил помощи от гетмана польского Сапеги, но войскам его не
удалось рассеять слабо вооруженных ополченцев. Первого мая на помощь ополчению
прибыл воевода Давид Жеребцов, приказавший вырыть вокруг стен монастыря глубокий
ров, за которым и засели ополченцы, отрезав, таким образом, связь находившихся
внутри от внешнего мира. Все попытки Вельяминова вырваться были пресечены, но и
взять монастырь не удавалось. И тогда двое костромских служивых Константин
Мезенцев и Николай Косыгин, в ночь с 24 на 25 сентября 1609 года сделали подкоп
под монастырскую стену и заложили туда бочку с порохом. Ценой своей жизни они
подорвали ее, а повстанцы ворвались внутрь и уничтожили засевших поляков и их
приспешников. Уцелевшие бежали, и нашли свою смерть в водах Святого озера, ныне
Некрасовского, ставшего могилой и для татаро-монгольских завоевателей три с
половиной века назад.
Освободившиеся силы ополчения после взятия монастырских стен, пошли дальше,
позднее они участвовали в боях под Ростовом, Троицко-Сергеевой лаврой и Москвой.
Прошло еще немало времени, прежде чем стихли распри между горожанами и
духовенством монастыря, обвиненном жителями в их предательстве и измене при
осаде..
При Борисе Годунове в стенах монастыря в ссылке жила семья Романовых. Годы
Смутного времени дали им за их опалу во время правления Годунова, монастырь в
вотчинное использование, как вознаграждение. Расправа польского отряда над
Иваном Сусаниным, заставила Михаила Романова с матерью бежать из села Домнино,
где все и произошло, в Ипатьевский монастырь.
В феврале 1613 года земский собор избрал Михаила Романова царем, в монастырь
прибыло посольство из духовенства и бояр. Именно здесь, в Троицком соборе, был
произведен обряд избрания Михаила Федоровича на царство. Все это не прошло
бесследно для монастыря, им было получено сильнейшее покровительство со стороны
царской семьи. А прах Ивана Сусанина был перенесен в Ипатьевский монастырь.
Начинается масштабное переустройство, расширение и укрепление монастыря как
крепости, утраченное к концу 17 века.
В 17-18 веках, вплоть до 1744 года, когда была образована Костромская
епархия, монастырь считался крупным административным центром, а власти его
управляли всеми монастырями костромской патриаршей провинции. Согласно описи
1701 года, монастырь насчитывал порядка 85 человек различного монашеского чина и
свыше 100 слуг и рабочих разных профессий. В течение всей своей истории,
монастырь оказывал большое влияние на жизнь государства, но к 18 веку он
утрачивает свои позиции и теряет это влияние. После революции 1917 года,
монастырь закрывают, а материальные ценности национализируются. Лишь в 1958
году, здесь открывается Костромской историко-архитектурный музей-заповедник.
Проведенные реставрационные работы позволили освободить постройки обители от
ненужных искажений и дополнений и вернуть его облику первозданный вид.
Такова интересная и познавательная экскурсия, проводимая для всех туристов,
совершающих речные круизы по Волге.
|