Горьковское водохранилище
Путешественники, совершающие плавание в речном круизе до города Нижний
Новгород от Северного речного вокзала обязательно пройдут через очередное
рукотворное гидросооружение нашей страны – Горьковское водохранилище,
образованное в результате перекрытия русла реки Волги в районе города Городец
плотиной Горьковской гидроэлектростанции. Расположено оно в четырех областях
России – Ярославской, Костромской, Ивановской и Нижегородской областях.
Протяженность сего водоема, площадью в 1591 квадратный километр, начиная от
Рыбинского шлюза до Горьковского гидроузла, составляет примерно 430 километров,
ширина в наибольшем месте 26 километров, запасы воды скромные, по сравнению с
другими подобными сооружениями – практически девять кубических километров.
Речной теплоход
пройдет три условных гидрологических судоходных участка –
речной, озерно-речной и озерный. Средний по протяженности речной участок пути,
имеющий в длину 138 и ширину до одного километра, начинается от Рыбинского
гидроузла и заканчивается у пристани Некрасовской. Как и на всех реках,
береговая линия отличается по своему рельефу и структуре, так справа по борту,
наши речники могут видеть высокий, прорезанный оврагами, обрывистый берег, а
слева наоборот пологий и низкий, с преимущественно пойменными зонами. Здесь
преобладают каменистые перекаты и резкие изменения глубины, в связи с
периодическими сбросами воды через Рыбинскую ГЭС.
Непростым для судоходства считается так называемый 61-й судовой ход,
пролегающий от гидроэлектростанции до устья речки Шексна, а также Верхние и
Нижние Черногрядские и Богоявленские перекаты. Но нет повода для опасений,
теплоход движется строго по фарватеру, а отдыхающие спокойно могут заниматься
своими безмятежными делами и любоваться красотами русской природы.
От Некрасовской до устья реки Елнать проходит 194 километровый, самый длинный
на водохранилище, озерно-речной участок пути. Ширина его колеблется от трех до
трех с половиной километров. Вплоть до Костромы оба берега довольно низкие, а
вот левый из-за возможности размытия и затопления прилегающей местности на
большом расстоянии имеет обваловку и укреплен. После того, как наши
речные круизы посетят старинный русский город Кострома, путь
продолжится уже меж высоких берегов, сильно прорезанных оврагами, прибрежные
зоны здесь в основном луговые или покрыты лесом и кустарником. По обоим берегам
можно наблюдать большое количество малых и средних по величине населенных
пунктов.
Пройдя озерно-речной участок, речной теплоход входит в 97 километровые
границы озерного участка, раскинувшегося от реки Елнать до Горьковского
гидроузла. Ширина, как и положено озеру, на этом участке возрастает порой до 14
километров, сужаясь уже в районе городка Пучеж до трех. Структура берегов
участка опять же отличается друг от друга. На всем протяжении этого пути справа
будет возвышаться обрывистый берег, а слева наоборот будет низкий и пологий, и
лишь от города Чкаловск до самого гидроузла левый берег становится таким же
обрывистым и высоким. Такова русская, ни с чем несравнимая природа.
Ветровые волны активно размывают берега, делая свое природное дело, и
образовывают береговые отмели, особенно это заметно у городов Юрьевец, Чкаловск
и села Сокольского. Поэтому не всегда программа речных круизов планируется на
Юрьевец, ввиду невозможности подхода к пристани.
Воды водохранилища подтопили большое количество устьев различных речушек,
балок и оврагов, образовав тем самым большие заливы, служащие, в том числе и для
убежища для судов. Также они могут быть и отстойными пунктами для теплоходов во
время штормов.
По своим гидротехническим характеристикам, данное водохранилище сравнительно
небольшое и может осуществлять только сезонное регулирование стока своих вод.
Каждый год оно наполняется до нормальных значений своего уровня, в навигационный
период повышение уровня составляет лишь 0,4 метра. В весенний период, с середины
апреля по середину мая, когда происходит наполнение Рыбинского водохранилища,
одноименная ГЭС не работает.
В навигацию, на озерной части водохранилища, возможны северные и южные ветра,
что приводит к сгонно-нагонным колебаниям его уровня. Так северные ветра
благоприятствуют повышению уровня воды на плотинном участке и наоборот понижению
его у города Юрьевец. Наибольшую угрозу безопасности судов оказывают северные
ветра, направленные вдоль водохранилища, при этом высота волн может доходить до
2 метров. А вот с августа по ноябрь преобладают еще и туманы. С началом
навигации весной и начале лета, наблюдается повышение скорости течения, это и
понятно, происходит наполнение водоема в результате сброса вод Рыбинского
водохранилища и режимом работы местной ГЭС, вторая половина судоходной навигации
более умеренна и спокойна, а в районе приплотинного участка скорость течения
практически равна нулю.
Замерзание водохранилища обычно раньше всего происходит у села Сокольское, а
вот участки у Юрьевца и Пучежа остаются не промерзшими довольно долгое время.
Взламывание льда позже всего происходит все у того же селения Сокольское и
правобережной части плотинного участка. В связи с производственными сбросами вод
из Рыбинского водохранилища, период осеннего ледохода на участке до города
Тутаев затягивается.
Навигация речных круизов по Горьковскому водохранилищу обычно составляет
значение в двести суток, практически полгода, уже 3 мая происходит очищение
озерной части ото льда и теплоходы могут осуществлять перевозку пассажиров и
грузов. В период путешествия, помимо вышеперечисленных, туристы увидят и посетят
также такие города и населенные пункты, как Ярославль, Кострома, Плес, Кинешма.
Пройдя довольно спокойными водами Горьковского водохранилища, наши
путешественники благополучно прибывают в крупный административный и исторический
центр нашей страны город Нижний Новгород.
|