ЖИТИЕ СХИМОНАХА ИОАКИМА (Симеона Ульянова)
Сведений о его жизни сохранилось, к сожалению, очень мало;
некоторые из них пока еще до конца не уточнены. Из ставленических
грамот известно, что до пострига иеросхимонаха Иоакима звали Симеон
Ульянов. Живя в миру, он отличался благочестием. 25 января ст. ст.
1679 года в соборной церкви Успения Божией Матери г. Ростова Симеон
Ульянов был рукоположен во иереи митрополитом Ростовским и
Ярославским Ионой Сысоевичем для служения в храме святого
великомученика Георгия села Юрьевское Угличского уезда. Затем,
вплоть до 1707 года, проходил свое священническое служение в храме
Единоначальной Троицы села Мимошна (по соседству с селом Княжевым).
Имел по крайней мере двух сыновей, один из которых - Иоанн был в
последствии священником, а другой -Иаков пономарем в храме села
Мимошна.
В 1707 году иерей Симеон овдовел, после чего поступил в число братии
Воскресенского монастыря, приняв постриг с именем Сергий. По обычаю
того времени вдовый священник, поступив в монастырь, не имел права
совершать священнослужение, чтобы сначала навыкнуть смирению и
послушанию.
Лишь 23 августа 1712 года епископом Ростовским и Ярославским
Георгием дано было иеромонаху Сергию письменное благословение
принимать исповедь и совершать богослужения.
После 1718 года иеромонах Сергий принимает схиму (предположительно с
именем Иоаким).
Из пропавшей грамоты известно, что ои проводил подвижнический образ
жизни: носил вериги, питался хлебом и водой, выдолбил для себя
дубовый гроб-колоду, в которой и спал.
Дата кончины его неизвестна, но предположительно старец преставился
между 1718-1731 годами.
Обретены мощи иеросхимонаха Иоакима были случайно. Во время войны в
Воскресенском монастыре находился склад одной из частей Северного
флота. 14 сентября, в день памяти преподобного Симеона Столпника, в
подклете Воскресенского собора проводились земляные работы. На
метровой глубине была найдена хорошо сохранившееся дубовая колода, а
в ней мощи схимника.
По свидетельству очевидцев (некоторые из них живы и сейчас), колоду
вынесли на улицу, мощи поставили стоя, прислонив к стене. Собралось
множество местных жителей, школьников из близлежащих школ. Некоторые
отрывали се. бе части одежды и даже плоть от мощей, кто-то снял с
монаха сапога.
Спустя некоторое время колоду с мощами погрузили в кузов грузовика и
в этот момент раздался громовой голос ("как будто гром прогремел"):
"Вернусь через 50 лет". Все собравшиеся были потрясены. Кто-то упал
навзничь, женщины плакали, некоторые стояли на коленях.
В течение некоторого времени мощи находились в Угличском музее, а
затем, чтобы "не смущать" местное население, были переданы в
Ярославский медицинский институт на кафедру судебной медицинской
экспертизы, где сдужили наглядным пособием для студентов (схимник
лежал полностью обнаженным, под стеклянным футляром); колода, схима
и две грамоты остались в Угличе.
В начале 90-х годов о нетленных мощах, которые находились в
медицинском институте, узнало духовенство г. Углича. Благодаря
многим усилиям благочинного Угличского благочиния протоиерея
Владимира Бучина, ходатайству Высокопреосвященнейшего Михея,
архиепископа Ярославского и Ростовского, 28 декабря 1995 года
состоялась передача мощей иеросхимонаха Иоакима Православной церкви.
В тот же день мощи были перевезены в храм царевича Димитрия "на
поле" г. Углича, где архиепископ Михей в сослуженни местного
духовенства и в присутствии множества мирян отслужил первую панихиду
по приснопамятному старцу. После панихиды Владыка, обращаясь к
верующим, сказал: "Нетление мощей еще не является доказательством
святости человека. Для того, чтобы прославить угодника Божиего,
церковь требует свидетельства о чудесах, исходящих от мощей. Но как
вы знаете, раньше религия подвергалась очень большим гонениям.
Поэтому вполне возможно, что схимонах Иоаким не мог проявить своей
святости и каких-либо чудес по той причине, что для человека, над
которым бы он эти чудеса совершил, да и для него самого последствия
были бы очень плохими. Но теперь мы надеемся, что то время прошло,
все изменилось, и теперь от схимонаха Иоакима могут быть и различные
чудеса, и помощь, и исцеление. А в данный период, пока он не
канонизирован и не прославлен, как святой, мы будем совершать у
гроба ето панихиды, молитвенно взывать к его помощи во всех наших
бедах и скорбях.
Да упокоит Господь душу схимонаха Иоакима".
И действительно по прошествии нескольких лет уже известны случаи
чудесной помощи иеросхимонаха Иоакнма (в частности, исцеления от
неизлечимых болезней).
После возрождения в конце 90-х годов Воскресенского мужского
монастыря возник вопрос о перенесении нетленных мощей старца в
обитель, где он совершал несколько столетий назад свой монашеский
подвиг, и где обрел покой после своей кончины.
Наконец, 10 августа 2001 года по благословению архиепископа Михея
состоялось торжественное перенесение мощей иеросхимонаха Иоакима из
храма царевича Димитрия "на поле" в Воскресенский монастырь.
Крестный ход, в котором приняли участие духовенство и множество
верующих, возглавил Преосвященнейший Иосиф, в то время епископ
Угличский.
После Божественной литургии Владыка Иосиф обратился с проповедью, в
которой высказал надежду, что со временем иеросхимонах Иоакнм будет
прославлен Богом в лике святых Русской Православной Церкви.
Надеемся, что угличане и впредь будут прибегать в своих нуждах к
помощи угодника Божия, мощи которого покоятся в храме Смоленской
иконы Вожией Матери "Одигитрня" у левого клироса Воскресенского
монастыря.
Просим всех, кому известны достоверные случаи благодатной помощи
иеросхимонаха Иоакима сообщать о них в нашу обитель.
|